Почему госкапитализм работает в Китае и не работает у нас

У российских чиновников стимулы другие: максимально избежать ответственности

Китайская загадка

Почему в России не получается сделать то, что уже 35 лет удается Китаю? Мы во многом похожи: две крупнейшие переходные экономики, практически в одно время пережившие трансформацию. Более того, в 2000-е годы модели управления экономикой и обществом в КНР и в России начали сближаться: «государственный капитализм» в экономике, господство или доминирование одной партии в политике, высокий уровень коррупции. Тем не менее в Китае, в отличие от России, даже во время кризиса 2008–2009 годов сохранились высокие темпы роста с развитием инноваций.

Одни исследователи объясняли эти различия наличием в Китае фискального федерализма при политической централизации, другие — «мультидивизионной» формой управления экономикой, при которой у регионов и компаний много автономии. Эти объяснения были вполне уместны в начале переходного периода, когда и в Китае, и в России большую роль играли экономические структуры, унаследованные от плановой экономики, а траектории реформ радикально различались. Сегодня они уже недостаточны. Перестает работать и традиционный тезис о дешевизне рабочей силы в Китае.

На мой взгляд, объяснение может крыться в тех стимулах, что сложились в системе госуправления в РФ. После значительного ограничения политической конкуренции в 2000-е годы основным драйвером развития стала конкуренция бюрократическая. Следствием этого стал бурный рост регулирования. По данным Минэкономразвития, в 2003–2012 годах только на федеральном уровне было принято свыше 180 тысяч новых нормативно-правовых актов. Это регулирование отличалось избыточностью и противоречивостью: часто в действие вводились нормы и требования, которые нельзя было выполнить одновременно. В итоге этот рост регулирования стал одним из факторов усиления коррупции на нижних уровнях «вертикали власти».

Но до кризиса 2008–2009 годов коррупция не воспринималась высшими представителями власти как значимая проблема. Ситуация стала меняться в момент кризиса и в особенности после политических протестов декабря 2011 года, фундаментальной причиной которых была неэффективность разросшегося госаппарата и качество его работы.

Борьба с коррупцией была официально объявлена одним из приоритетов для федеральных властей, причем явный акцент был сделан на «административные методы», включая расширение полномочий контрольных органов (Счетная палата, Генпрокуратура, ФСБ) и рост числа проверок. Следствием стало возросшее число уголовных дел, в т.ч. против высокопоставленных чиновников — вице-губернаторов, региональных министров, заместителей федеральных министров, отдельных губернаторов.

Активисты и коррупционеры

Как это возросшее административное давление повлияло на поведение чиновников?

В любом госаппарате можно выделить три типа чиновников:

1) активные добросовестные (пришедшие на госслужбу для «служения обществу» и ориентированные на карьерное продвижение);

2) активные коррумпированные (пришедшие на госслужбу для достижения частных интересов);

3) пассивные (для которых на госслужбе важны социальные гарантии и стабильность и которые следуют действующим правилам, не проявляя инициативы).

Эффективность госаппарата, а в странах типа России и Китая и экономическое развитие сильно зависит от доли чиновников первого типа на верхних и средних этажах управленческой иерархии. Проявление инициативы в госаппарате часто может быть связано с нарушением тех или иных формальных правил или процедур. Это риск для чиновника, который увеличивается, если борьба с коррупцией сводится к усилению контроля за соблюдением формальных правил, за «целевым использованием бюджетных средств». Если начальство закрывает глаза на мелкие нарушения отдельных регламентов, а за достижение экономических результатов чиновника ждет карьерный рост, это компенсирует ему риск санкций. Если таких «позитивных» стимулов для добросовестных активных чиновников не возникает, то они скорее предпочтут стать «пассивными исполнителями».

Для коррумпированных чиновников ужесточение проверок по идее должно приводить к уменьшению числа взяток. Но те, кто по-прежнему придерживается коррупционных стратегий, могут компенсировать свои риски через рост размера взятки. Это и происходит в России по данным обследования BEEPS, которое проводят ЕБРР и Всемирный банк в странах с переходной экономикой. Если в 2008 году о необходимости неформальных платежей и подарков при работе по госконтрактам в России сообщали больше 40% фирм-респондентов, то в 2011 году — меньше 30%. При этом оценки среднего размера «отката» выросли на треть, с 11 до 15% от суммы контракта.

Но у ужесточения контроля есть и другой эффект. Чиновники начинают требовать от бизнеса полного соблюдения всех требований в своей сфере. При этом чиновники сознают, что часто выполнить их все невозможно, но, опасаясь попасть под подозрения в коррупции, они не готовы брать на себя ответственность за отступление от этих требований. В результате бизнес — особенно молодые и растущие компании, которым нужны новые разрешения и лицензии — сталкивается с эффектом «итальянской забастовки», когда все делается по правилам, и в итоге все процессы встают. Именно это, на мой взгляд, одна из причин трехкратного (по отношению к изначальным прогнозам) замедления темпов экономического роста в России до 1,3% в 2013 году — до всех событий на Украине, западных санкций и падения цен на нефть.

Это не означает, что с коррупцией бороться не надо. Вопрос в том, как это делать. И здесь стоит поговорить о китайском опыте.

Стимулы для чиновников и экономический рост

Исследователи Андрей Шлейфер и Роберт Вишны выделяли два вида коррупции: децентрализованную и централизованную. Децентрализованная характерна для «несостоявшихся государств» (failed states) в Африке, а также России 1990-х годов, а централизованная — для Филиппин времен Маркоса и СССР, а также КНР и современной России. Централизованная коррупция наносит обществу меньше ущерба, потому что введена в определенные рамки, высшая власть с помощью административного контроля подавляет низовую коррупцию. Но расширение контроля может подавлять любую инициативу и вести к стагнации. Как этого избежать?

Многие исследования, проведенные в Китае, показывают, что карьерное продвижение региональных чиновников во многом зависит от поддержания высоких темпов экономического роста, привлечения в регион частных и иностранных инвестиций.

Другой элемент китайской модели — введенная Дэн Сяопином практика регулярной смены «поколений руководителей». На высшем уровне это обновление кадров происходит каждые 10 лет, на низших уровнях — даже интенсивнее. При демонстрации экономических успехов чиновника может ждать повышение, а при их отсутствии — понижение или снятие с должности.

Система «двух ключей»

Но относительная свобода рук означает и широкие возможности для коррупции. Поддерживать баланс между нарушениями правил «в интересах дела» и ради личной выгоды позволяет система «двух ключей». Каждой территорией (провинция, префектура, уезд) управляют два функционера — секретарь комитета КПК и губернатор или мэр. Каждый из них встроен в свою «вертикаль власти». Партийный секретарь обладает контрольными полномочиями по отношению к губернатору (мэру), но наравне с ним несет ответственность за развитие территории.

Благодаря этой системе китайские чиновники готовы идти на эксперименты и брать на себя ответственность за отступления от формальных правил. Наличие «контролера» из соседней вертикали снижает риски коррупции, а его ответственность за конечный результат уменьшает издержки «проверок ради проверок».

«Система двух ключей» — не китайское, а советское изобретение. Но, во-первых, в СССР ее задачей был не экономический рост как таковой, а выполнение государственного плана. Советская модель строилась на отрицании рынка, в ней отсутствовали механизмы проверки реального выполнения плана, и было много возможностей для манипулирования отчетными показателями.

Во-вторых, в СССР не было формально закрепленной практики обновления кадров. При Сталине такое обновление происходило в результате «партийных чисток» и массовых репрессий. При Хрущеве отправка на пенсию сталинских функционеров высвобождала вакансии для тех, кто успешно выполнял планы. В 1961 году Хрущев внес в Устав КПСС пункт о том, что каждый партийный секретарь (кроме первого секретаря ЦК КПСС) может находиться на своем посту не более двух пятилетних сроков. Но после прихода к власти Брежнева эта практика не получила развития, что стало одним из факторов застоя.

В сегодняшней России ключевые контрольные функции сосредоточены в администрации президента, где также принимаются основные кадровые решения. А основные экономические решения принимаются на уровне правительства, губернаторов и их администраций. В регионах также есть главные федеральные инспектора и территориальные органы федеральных ведомств (включая силовиков). На первый взгляд, это две параллельные вертикали, сходящиеся наверху.

Однако в контрольной вертикали есть дополнительное звено — полпреды президента в федеральных округах, которые сыграли существенную роль в восстановлении контроля над регионами (прежде всего над силовыми структурами). По факту полпреды и их аппарат несут ответственность за общую стабильность и безопасность в регионах округа, играют существенную роль в назначении региональных силовиков, могут контролировать их деятельность (включая неформальные рентные потоки). Однако они не несут реальной ответственности за экономические результаты регионов округа.

При этом федеральные контрольно-надзорные органы имеют свою «палочную отчетность»: их деятельность оценивается по числу проведенных проверок, суммам взысканных штрафов, числу уголовных дел и т.д. В ходе текущего усиления борьбы с коррупцией от них ожидалось «повышение результативности» — больше выявленных коррупционных преступлений и возбужденных уголовных дел — вне зависимости от того, как это влияет на проверяемые ведомства или региональные администрации. В итоге стимулов к проявлению инициативы стало еще меньше.

Надежда на добросовестных

Сегодня не видно предпосылок для демократизации российской модели управления экономикой и обществом. А значит, искать ресурсы для развития придется в рамках существующей модели, опираясь на активных добросовестных чиновников, способных обеспечивать экономический рост, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест.

Для этого в том числе нужно ограничить давление на добросовестную часть бюрократии, в том числе со стороны силовиков. Для этого нужно формализованное взаимодействие между региональными властями и территориальными органами федеральных ведомств в регионах с привязкой оценки работы последних к экономическому и социальному развитию региона. Координировать такое взаимодействие могли бы полпреды президента. Для бизнеса и организаций госсектора это снизит риски и издержки регулирования, повысит стимулы к инвестициям.

Впрочем, это технократическое решение не снимает вопрос о видении будущего, лежащего в основе новой модели развития. Без такого согласованного видения будущего, принимаемого обществом и элитами, не получится преодолеть накопившиеся негативные ожидания и выйти из экономической стагнации.

— Андрей Яковлев
директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Карьера китайских чиновников зависит от того, удается ли им поддержать экономический рост в своем регионе.
  • +3
  • Просмотров: 3167
  • 3 апреля 2015, 10:36
  • LockPIP
Понравилcя материал? Не забудьте поставить плюс и поделиться в социальной сети!

12 марта 2015
08 апреля 2015

Брокер для ваших роботов, 15 лет на рынке

Комментарии (17)

+
+2
А вы знаете, что:

«Демонстрация расстрела взяточников по телевидению в Китае — дело хотя и нечастое, но регулярное. Перед Олимпиадой это зрелище отменили, дабы не портить нервы заграничным гостям, но потом зловещие телеролики вернулись на экраны. «Иначе, — объяснил мне один из китайских журналистов, — люди могут решить, что коррупцию больше не прижимают».
»С 2000 года, когда развернулась кампания по борьбе со взятками, суды Китая приговорили к расстрелу 10 тысяч чиновников, ещё 120 тысяч загремели в тюрьму на сроки от десяти до двадцати лет. Их расстреливают в прямом эфире перед прогнозом погоды. Имущество конфискуется, семьям коррупционеров высылают счёт на 8 юаней (36 рублей): за две пули. К высшей мере приговорили даже вице-мэра Пекина Лю Чжихуа, получившего взятку в 2 млн. долл."

Когда в Китае политика ловят на воровстве, ему конец. Министр, мэр или губернатор — всё равно. А у нас? Хоть одного пойманного расстреляли? Ну посидит годик-другой, да выйдет по досрочному.

В России много говорят, но мало что делают.
avatar

  13  writelint00 Сообщений: 592 - writelint

  • 3 апреля 2015, 11:23
+
+2
Показательные расстрелы, да и расстрелы вообще — это слишком. Такого не надо. Ценность жизни в Китае мала. Я не уверен, что вы захотите жить с этим азиатским привкусом страха.

Работать грузчиком и по вечерам смотреть как толпами валят чиновников… О да, может быть для неудачников это и весело.
А быть бизнесменом или чиновником в такой стране — увольте. Мало ли, кто и как тебя подставит.
Редактирован: 3 апреля 2015, 11:39
avatar

  45  Bishop Сообщений: 5803 - АЛЬФАХАМЕЦ-Машковод

  • 3 апреля 2015, 11:34
+
+4
Дело не в том, весело это или грустно. А в том, что там реально борются со взяточниками.
В Китае профессия чиновника — это тяжёлый ответственный труд на благо других людей. И когда появляется свободная вакансия, ещё сто раз подумаешь, нужно ли лезть в это всё.

В России же профессия чиновника — это праздник души, все распи@@яи, отморозки, все кому не лень туда лезут, никто не несёт никакой ответственности ни за что. Живут в своё удовольствие.
avatar

  13  writelint00 Сообщений: 592 - writelint

  • 3 апреля 2015, 12:01
+
+2
В России же профессия чиновника — это праздник души, все распи@@яи, отморозки, все кому не лень туда лезут, никто не несёт никакой ответственности ни за что. Живут в своё удовольствие.

Неправда твоя. Это мнение из прошлого. Все течет, все меняется. Сейчас ужесточение идет по всем сферам. Хапнуть все сложнее и сложнее даже при желании.

А смертная казнь — это в любом случае плохо. Никто не имеет права отнимать жизнь у человека. Даже государство. А отбирать жизнь у тысяч людей тем более. Один взял взятку, другой недосмотрел за ним, третий не проконтролировал как надо, четвертый поставил подпись… и все четверо к стенке.

Зачем быть кровожадным. Все эти показушные расстрелы лишь помогают Китаю сохранять режим в миллиардном государстве. Фактически это увеселительное мероприятие для быдла. Ничего хорошего в таком непропорциональном наказании нет. Посадить взяточника на 20-25 лет — этого более, чем достаточно.
avatar

  45  Bishop Сообщений: 5803 - АЛЬФАХАМЕЦ-Машковод

  • 3 апреля 2015, 12:20
+
+2
Хотелось бы жить не с чувством страха, а с чувством справедливости и неизбежности наказания. Но увы, пойманные и доказанные взяточники не несут ответственности в полной мере. Год или два (в большинстве случаев вообще условно) это не наказание, а просто незапланированный отпуск, который не мешает в дальнейшем воспользоваться тем, что уже прилипло к рукам.
avatar

  19  pacak Сообщений: 552 - варвар Andre

  • 3 апреля 2015, 12:02
+
+1
Ужесточить можно. Но не ратовать же за смертную казнь. Во всем надо придерживаться золотой середины. А люди любят сразу из одной крайности в другую.
avatar

  45  Bishop Сообщений: 5803 - АЛЬФАХАМЕЦ-Машковод

  • 3 апреля 2015, 12:36
+
0
Вот вам для примера
Китаец признан невиновным спустя 18 лет после казни
Китайский суд после повторного разбирательства признал невиновным 18-летнего юношу, казненного в 1996 году. Суд извинился перед родителями несправедливо обвиненного

И понятно, что массово таких случаев признания не будет. Но только подумайте, насколько можно подставить, насколько можно ошибиться, обвиняя во взятке, если ошибки есть при осуждении даже за реальное преступление.
avatar

  45  Bishop Сообщений: 5803 - АЛЬФАХАМЕЦ-Машковод

  • 3 апреля 2015, 12:28
+
0
Да… подставить легко и фиг отмоешься.
Но у нас ведь действительно ничего не делается в этом плане
Где все эти расхитители казны (гробниц)? Дальше расхищают. Но нам конечно такие расстрелы не нужны
avatar

  18  LockPIP Автор Сообщений: 820 - Андрей

  • 3 апреля 2015, 14:34
+
0
они не нужны правительству, которого потом мы же должны будем растреливать
avatar

  1  Kirill15 Сообщений: 27 - забанен: клон

  • 3 апреля 2015, 17:53
+
+1
В какой то фантастической сказке (альтернативное будущее), читывал про восстановление монархии в России…
Так вот, там была интересная идея, про отмену принципа презумпции невиновности для чиновников и их родственников.
(начинало это действовать с определенного уровня чиновника и применялось до какого то уровня родства для близких).

Смысл был в том, что если поступил на гос.службу, то уже имеешь возможность использовать свое положение для обогащения себя или близких.
И не государство должно доказывать что использовал. А чиновник, в случае подозрения должен оправдаться, что его расходы и расходы близких, обоснованы официальными доходами полученными без использования служебного положения.
А если не смог, значит виновен.
И применялась вместе с уголовным наказанием, конфискация имущества его и родственников.

Думаю, здравое зерно в этом есть. И за примерами когда это было бы применимо в нашей жизни, далеко ходить не надо.

Только «Это сынок — фантастика»… (с)
Редактирован: 3 апреля 2015, 14:53
avatar

  13  Fargo Сообщений: 495

  • 3 апреля 2015, 14:51
+
+1
В какой то фантастической сказке (альтернативное будущее), читывал про восстановление монархии в России…
Так вот, там была интересная идея, про отмену принципа презумпции невиновности для чиновников и их родственников.


Это не фантастика.

Жить по средствам

Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.

Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.

Ли Куан Ю значительно усилил БРК(Бюро по расследованию коррупции), переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.

Лишить чиновников неприкосновенности.

Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции

В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

Редактирован: 11 апреля 2015, 22:28
avatar

  20  Anatoly74 Сообщений: 3710 - Анатолий

  • 11 апреля 2015, 22:27
+
0
Да? Вот не интересовался я историей Сингапура *pardon* 

Ну и как считаете помогла им такая метода, справится с коррупцией?
avatar

  13  Fargo Сообщений: 495

  • 12 апреля 2015, 17:20
+
0
Судя по результатам Сингапуру помогло.

Что касается нас, то, судя по моим соседям и знакомым, в России нужно внедрять ещё более жёсткий вариант Сингапурских законов относительно коррупции.
avatar

  20  Anatoly74 Сообщений: 3710 - Анатолий

  • 12 апреля 2015, 21:25
+
+2
Китайский анекдот:
После окончания одного инвестпроекта выяснилось, что остались неосвоенные средства. Собралось заседание местного отделения КПК, на котором был вынесен вопрос: на что пустить деньги – на ремонт школы или улучшение условий содержания заключенных.

Дискуссия была долгой, мнения разделились. Взял слово пожилой член КПК, который поставил вопрос ребром:

«Существует ли вероятность, что вы в этой жизни опять пойдете в школу?»

Воцарилась тишина, кто-то пил чай, кто-то вытирал пот со лба. Вскоре было принято решение: улучшить содержание заключенных.
avatar

  45  Bishop Сообщений: 5803 - АЛЬФАХАМЕЦ-Машковод

  • 10 апреля 2015, 22:58
+
+1
:D  С другой стороны, на школу потратить есть тоже аргумент, когда дети чиновника ходят в эту школу ;) 
avatar

  27  Oxy Сообщений: 3430 - ..ιllιlι.lι.ιllι.ιlι..

  • 11 апреля 2015, 00:57
+
+2
Это, кстати, тоже вскрывает одну интересную вещь, показывающую, почему им не надо заботиться о китайских школах:

По данным американской статистики, 74,5% детей и более 90% внуков китайских чиновников министерского уровня имеют «зеленую карту» или американское гражданство.
www.o-kitae.ru/novoe/deti-golyih-chinovnikov-knr-mogut-ne-vozvraschatsya-2.html

Так что вполне возможно, что внуки того хитрого пожилого китайца давно за океанами.

Чжао Сяо Цзэн, профессор Института менеджмента при пекинском Университете науки и техники, в 2009 г. опубликовал статью, где сообщил, что «91% китайских миллиардеров являются детьми и родственниками высших чиновников компартии Китая».
www.epochtimes.ru/content/view/44632/38/


Китайский блоггер:
«Хотя компартия Китая постоянно настраивает народ против США и Запада, на самом деле, это обман для отвода глаз, он нужен только для того, чтобы отвлечь внимание народа от внутренних проблем страны. Компартия ни за что не будет воевать с Западом, — все их дети являются гражданами западных стран, и их сворованные у народа богатства тоже спрятаны на Западе»


Я не склонен верить всяким неизвестным блогерам. Но считаю, что тем, кто идеализирует Китай и призывает равняться на него, стоит задуматься. Китай экспортирует много чего. В том числе он экспортирует и развитую тщательно отфильтрованную пропаганду.
avatar

  45  Bishop Сообщений: 5803 - АЛЬФАХАМЕЦ-Машковод

  • 11 апреля 2015, 12:45
+
0
У России свой путь. Её нельзя сравнивать ни с одним другим государством.
Нынешняя демократия — суть монархия. Власть передаётся от одного монарха к другому. Взятки и воровство на Руси были у будут всегда.
Казнить людей нельзя ни за какие преступления.
avatar

  5  Mars54 Сообщений: 14

  • 11 апреля 2015, 11:34

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий